Ритмика Фибоначчи в произведении Софии Губайдулиной – Ночная Песнь Рыбы (1931)
продолжительность = 0.42 мин.
София Губайдулина. Концерт для альта с оркестром (1996)
О стихотворении Ночная Песнь Рыбы
В 1905 году немецкий поэт и переводчик Христиан Моргенштерн написал удивительное и вместе с тем абсурдное стихотворение “Ночная песня рыбы”, которое служит прекрасной иллюстрацией экспериментов и смелого новаторства в искусстве, характерного для начала XX века.
Вот такое стихотворение. Как хочешь, так и понимай. Британский поэт, профессор Лондонского Королевского колледжа Джереми Адлер суммировал толкования произведения Моргенштерна: “Это новый тип визуальной поэзии, ситхотворение абстрактных форм, которые напоминают воду и рыбу, плавающую в ней”.
Концерт Чикагского симфонического оркестра
Концерт для альта с оркестром (1996) по заказу Чикагского симфонического оркестра, посвящённый Ю. Башмету, написан автором свободно, без числовых расчётов (характерная черта стиля Губайдулиной – использование числовых рядов Фибоначчи, так же стоит отметить что российский теоретик Валентина Холопова утверждает обратное: ” Концерт, по словам автора, написан “свободно, интуитивно”. Однако ритмика числовых рядов Фибоначчи, столь глубоко внедрившаяся в ее слух, обнаруживается и здесь, например: ритмо-числа вступительного соло альта 1, 2, 8 звуков, ударных 2, 5, струнных 5, 1, 2 (все числа относятся к ряду Фибоначчи“).
Сумрачный и значительный, он обладает чёткой драматургией контрастов: как бы импровизационному полёту солирующего альта противопоставлено монолитное Говорение струнных, бесплотности флажолетов струнных – мрачные голоса вагнеровских туб в низком регистре. На фестивале в честь 70-летия композитора в 2001 году концерт прозвучал в зале церковных соборов храма Христа Спасителя в Москве в исполнении Ю. Башмета под управлением В. Гергиева.
Мне понравилось, как автор свободно и интуитивно написал этот концерт, без числовых расчетов.
Не согласен с автором комментария.
Я думаю, что числовые расчеты добавляют интересные элементы в музыку.
Мне понравилось, как Джереми Адлер описывает произведение Моргенштерна как новый тип визуальной поэзии.
Моргенштерн – не новый тип визуальной поэзии.