София Губайдулина и ритмика числовых рядов Фибоначчи

С
Песнь рыбы
Концерт Софии Губайдулиной

Ритмика Фибоначчи в произведении Софии Губайдулиной – Ночная Песнь Рыбы (1931)
продолжительность = 0.42 мин.


София Губайдулина. Концерт для альта с оркестром (1996)

О стихотворении Ночная Песнь Рыбы

В 1905 году немецкий поэт и переводчик Христиан Моргенштерн написал удивительное и вместе с тем абсурдное стихотворение “Ночная песня рыбы”, которое служит прекрасной иллюстрацией экспериментов и смелого новаторства в искусстве, характерного для начала XX века.
Вот такое стихотворение. Как хочешь, так и понимай. Британский поэт, профессор Лондонского Королевского колледжа Джереми Адлер суммировал толкования произведения Моргенштерна: “Это новый тип визуальной поэзии, ситхотворение абстрактных форм, которые напоминают воду и рыбу, плавающую в ней”.

Концерт Чикагского симфонического оркестра

Концерт для альта с оркестром (1996) по заказу Чикагского симфонического оркестра, посвящённый Ю. Башмету, написан автором свободно, без числовых расчётов (характерная черта стиля Губайдулиной – использование числовых рядов Фибоначчи, так же стоит отметить что российский теоретик Валентина Холопова утверждает обратное: ” Концерт, по словам автора, написан “свободно, интуитивно”. Однако ритмика числовых рядов Фибоначчи, столь глубоко внедрившаяся в ее слух, обнаруживается и здесь, например: ритмо-числа вступительного соло альта 1, 2, 8 звуков, ударных 2, 5, струнных 5, 1, 2 (все числа относятся к ряду Фибоначчи”).

Сумрачный и значительный, он обладает чёткой драматургией контрастов: как бы импровизационному полёту солирующего альта противопоставлено монолитное Говорение струнных, бесплотности флажолетов струнных – мрачные голоса вагнеровских туб в низком регистре. На фестивале в честь 70-летия композитора в 2001 году концерт прозвучал в зале церковных соборов храма Христа Спасителя в Москве в исполнении Ю. Башмета под управлением В. Гергиева.

Об авторе

5 комментариев