Британских математиков начали готовить по советскому образцу

Б

Британских математиков начали готовить по советскому образцу

Лондон изучает опыт спецшкол СССР, от которого желают отказаться в России.

Правительство Англии проводит опыт по созданию специализированных математических школ при вузах для одаренных детей. Пока таких заведения два — при лондонском Королевском колледже и Эксетерском университете. Остальные университеты пока не торопятся с нововведениями, предпочитая ознакомиться сначала с результатами коллег. Но, у последних удачи очень впечатляющие: выпускники демонстрируют хорошие знания на экзаменах, а часть учащихся, получивших приглашения из Оксфорда и Кембриджа, выше, чем где бы то ни было.

С идеей создания специализированных школ деятельно выступает профессор Королевского колледжа, член палаты лордов и консультант правительства Соединенного Королевства баронесса Элисон Вульф (Baroness Wolf of Dulwich).

В эксклюзивном интервью «Известиям» профессор призналась, что ее воодушевляет советский и российский опыт, насчитывающий уже более 50 лет. Первая математическая школа появилась в Москве в 1963 году с подачи великого математика академика Андрея Колмогорова.

— У нас была традиция особого образования в некоторых областях, но в основном у нас обычные средние школы. И мы всё больше чувствуем, что необходимо увеличивать долю особого образования, особенно в последних двух классах школы. Такая практика есть в музыке, до известной степени в спорте, но не в математике. Мы выяснили, что у вас это сильно развито благодаря колмогоровским школам. И я нахожу это замечательным, — говорит баронесса Вульф.

Она утвержает, что на кафедре математики Королевского колледжа большое количество преподавателей и профессоров, получивших российское образование. Двое из них заканчивали ленинградскую математическую школу. И их рассказы весьма вдохновили английских коллег.

на данный момент правительство Соединенного Королевства уделяет всё большее внимания формированию математического образования.

— У нас есть хорошие математики, есть громадный спрос на математику, все знают, что человек с хорошей математической подготовкой зарабатывает больше, — говорит профессор Вульф.

Она призналась, что первым эту тему поднял один из влиятельных госслужащих правительства, а она, присоединившись к ней, придала этому «академическую респектабельность».

Наряду с этим баронесса выделила, что в Лондоне не поддерживают идею о необходимости всецело поделить детей в школах по профессиям: считается, что делать это нужно не раньше чем с 15 лет. В этом возрасте и начинают проявлять себя особенные таланты, и ему необходимо помочь в получении специализированных знаний.

Еще одним серьёзным причиной, который учитывают британские политические и научные лидеры, есть социализация гениальных подростков — в спецшколах они находятся в своем кругу. В обычной школе таких людей будет 1–2.

— В последних двух классах школы нужно иметь специализацию, — говорит профессор Вульф. — В совершенном мире у вас были бы прекрасные обычные школы, в которых было бы прекрасное преподавание по всем предметам. Но действительность такова, что у нас нет достаточного количества учителей для этого, и я сомневаешься, что когда-нибудь будет.

В России, опыт который изучают на данный момент в Англии, с этими словами согласны не все чиновники.

— Один из руководителей московского образования объяснял директорам известных московских школ, что специализированных школ по большому счету по идее быть не должно — в одной и той же школе один школьник должен играть на трубе, другой играть в футбол, а третий должен заниматься математикой, — рассказал «Известиям» Кирилл Семенов, директор Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) имени Колмогорова при МГУ — старейшей математической школы страны.

Первые специализированные физико-математические школы были созданы в Москве и Новосибирске, после этого появились школы в Ленинграде, в Киеве и Алма-Ате, а перед самим распадом СССР были организованы школы в Минске и Свердловске.

Идея создания этих школ принадлежит академикам Колмогорову, ректору МГУ Ивану Петровскому, президенту Академии наук СССР Мстиславу Келдышу. И уже тогда создание специализированных физико-математических школ сопровождалось жаркими спорами.

Среди противников нововведения был академик Петр Капица, выступивший в 1970 году с критикой идеи создания специализированных школ. Между ним и академиком Колмогоровым велась публичная полемика, позднее опубликованная.

— Но опыт создания спецшкол в итоге был признан позитивным, и недавно кроме того был открыт Физтех лицей, носящий имя академика Петра Капицы, — того самого, который 46 лет назад возражал против самой идеи спецшкол, — такая вот ирония судьбы, — говорит Кирилл Семенов.

Он утвержает, что наукой нужно заниматься, пока человек еще достаточно молод. Количество знаний неизменно растет, и передовой край науки «убегает всё дальше от школьной парты».

— Дабы в разумно молодом возрасте выйти на передовой рубеж науки, будущему ученому разумно затевать входить в науку как возможно раньше, — убежден Семенов. — Спецшколы должны обеспечить данный ранний старт в науке. По всей видимости, это дошло и до англичан и они решили внедрить у себя советский опыт.

Весьма интересно наряду с этим, что собственно британская научная школа считается передовой и сотрудники университетов Соединенного Королевства достигают громадных удач в самых различных областях фундаментальной науки. Незадолго до поступила информация, что англичанин Эндрю Уайлс был объявлен лауреатом Абелевской премии за доказательство теоремы Ферма.

Но удачи школьного образования в Англии, если оставить в стороне закрытые частные заведения, относительно скромны.

Борис Давидович, замдиректора 57-й школы, известной матшкол столицы, считает, что это напрямую связано с политикой унификации британского среднего образования.

— Пара лет назад я был в Англии и в Шотландии в командировке, встречался с чиновниками от образования, и они говорили, что ни за что нельзя собирать отдельно одаренных детей, — говорит он «Известиям». — Если в школе обнаруживался одаренный ребенок, ему об этом объявляли публично, на него выделялись деньги, и он оставался в данной школе. Идея в том, дабы ребенок оставался в классе и тянул остальных.

Об авторе

2 комментария