18 мая 1048 года. Родился математик, астроном, философ и поэт Омар Хайям

1

Он руководил одной из крупнейших обсерваторий мира, разработал самый точный календарь и внес большой вклад в развитие алгебры.

В середине XI века, когда в Европе продолжались темные века,
исламская цивилизация, усвоившая и развившая многие достижения
античного мира, была передовой в науке и технике. Омар Хайям, сын
палаточного мастера (что и означает его фамилия) из Нишапура стал
одним из ярчайших ее представителей.

Интерес и отличные способности к наукам Омар проявил с ранних
лет: уже в 8 он занялся математикой, астрономией и философией.
Дальше была учеба в медресе Балха, Самарканда и Бухары,
знакомство с трудами древнегреческих математиков. Хайям стал
дипломированным врачом, но такая карьера его не слишком
интересовала. Вместо этого он сначала стал преподавателем в
медресе в Самарканде, в то время крупнейшем культурном и научном
центре, а затем переехал в Бухару и стал работать там в
книгохранилищах, одновременно занимаясь наукой.

В эти годы Омар Хайям написал несколько математических трактатов.
В них он впервые дал определение алгебры, произвел классификацию
уравнений первых трех степеней и описал алгоритмы их решений,
изложил оригинальную теорию параллельных прямых, по-новому
рассмотрел взаимосвязь понятий «отношение» и «число». Важность
трудов Хайяма для последующего развития математики и геометрии
трудно переоценить; кроме всего прочего, он фактически доказал
первые теоремы Лобачевского и Римана.

В 1074 году известного ученого пригласили в Исфахан, ко двору
сельджукского султана Мелик-шаха I. Здесь Хайям играет роль
духовного наставника султана и заведует дворцовой обсерваторией,
в то время одной из крупнейших в мире. Под его руководством
разрабатывается новый солнечный календарь, более точный, чем
григорианский. Кроме того, Хайям составил «Маликшахские
астрономические таблицы» с небольшим звездным каталогом.

К сожалению, в 1092 году, после смерти Мелик-шаха I, Хайям был
обвинен в ереси и вольнодумстве (каковыми посчитали некоторые его
философские размышления) и был вынужден отправиться в изгнание.
Его четверостишия-рубаи, относящиеся к этому периоду, проникнуты
меньшим гедонизмом и большей грустью.

Об авторе

3 комментария