Авиценна

А

 

Авиценна
Авиценна

Авиценна (Абу-Али ибн-Сина) (Ок. 980-1037 гг.) — великий таджикский ученый-энциклопедист, многое сделавший для процветания математической науки. Появился в бухарском селении Афшана. Уже в юности стал известный ученым и овладел многими профессиями. Он был великим астрологом, превосходным математиком, одарённым врачом и видным химиком-исследователем. В собственных математических трудах Авиценна резюмировал успехи предшественников и своих современников, и ставил и разрешал личные математические загадки. Громадную роль для развития математической науки сыграли комментарии и дополнения Авиценны к «Началам» Евклида.
В собственной математике Авиценна решал загадки, которые на данный момент принадлежат к теории чисел. Об этом красноречиво говорят следующие два правила Авиценны.

 Правила Авиценны

Первое правило. «В случае если дано число, которое, будучи поделено на 9, дает в остатке 1 либо 8, то квадрат этого числа, дроблённый на 9, дает в остатке 1. В случае если число, поделённое на 9, дает в остатке 2 либо 7, то квадрат этого числа, поделённый на 9, дает в остатке 4. В случае если число, дроблённое на 9, дает в остатке 4 либо 5, то его квадрат, дроблённый на 9, дает в остатке 7. Наконец, в случае если число, дроблённое на 9, дает в остатке 3, 6 либо 9, то его квадрат, поделённый на 9, дает в остатке 9».
Второе правило. «В случае если число, дроблённое на 9, дает в остатке 1, 4 либо 7, то его куб, дроблённый на 9, дает в остатке 1; в случае если число, дроблённое на 9, дает в остатке 2, 5 либо 8, то его куб, дроблённый на 9, дает в остатке 8 и в случае если число, дроблённое на 9, дает в остатке 3, 6 либо 9, то его куб, дроблённый на 9, дает в остатке 9».
Авиценна был непререкаемым авторитетом в самых разнообразных областях науки собственного времени и по заслугам именовался тогда «главой философов». Историки рисуют Авиценну как человека, верившего в непобедимую силу разума, как борца против слепой веры в авторитет церкви и религиозные догмы. Он считал фальшивым утверждение церковников, словно бы всевышний руководит Вселенной и есть вершителем общества и судеб природы. Согласно точки зрения Авиценны, всевышний — недеятельная безлюдная абстракция, не имеющая никакого отношения к формированию окружающей нас материальной действительности, подчиняющейся лишь своим естественным внутренним законам. Великий ученый потребовал, дабы богословы не вмешивались в дела науки и не замедляли ее развития.
Не считая научных произведений, Авиценна писал стихи. Силой и мужеством звучат его атеистические четверостишия, в которых полным голосом он клеймит невежд и религиозных фанатиков.
Так, в одном из таких четверостиший Авиценна писал:

С ослом будь ослом, не обнажай собственный
лик!
Ослейшего спроси — он сообщит:
«Я велик!»
А вдруг у кого ослиных нет ушей,
Тот для ословства — явный еретик.

Авиценна, как первооткрыватель и атеист многих вопросов науки, подвергался преследованию. Его приговаривали к заключению в колониях и к изгнанию, а книги его объявлялись еретическими и обрекались на сожжение.

Омар Хайям (Ок. 1040–1123 гг.)

О мар Хайям — выдающийся таджикский ученый — астролог, математик, поэт и философ. О жизни Омара Хайяма имеются скудные сведения. Еще в юности он проявлял особенную склонность к математическим наукам. Многогранный талант молодого ученого был подмечен главным самаркандским судьей. Это событие побудило Омара Хайяма переехать в Самарканд к покровителю и своему ценителю.
Позднее необыкновенное дар Омара Хайяма и его растущая слава разрешили ему сделаться придворным ученым сельджукского султана Мелик-шаха. По поручению последнего в первой половине 70-ых годов XI века Омар Хайям управлял обсерваторию в Исвахане. Во второй половине 70-ых годов XI века по заданию Мелик-шаха он образовывает более идеальный календарь, намного правильнее григорианского, которым пользуется человечество на данный момент.
Во второй половине 70-ых годов XI века Омар Хайям написал трактат о теоремах Евклида, перевел на персидский язык труды Авиценны, в первой половине 80-ых годов одинадцтого века закончил трактат по метафизике («О первоначалах всякого бытия»).

Об авторе

3 комментария