Рене Декарт (1596–1650)

Р
Декарт
Рене Декарт

Жизнь Рене Декарта

Детство и военная карьера

Рене Декарт (род. 31 марта 1596 года) в маленьком французском городе Лаэ в богатой и древней дворянской семье Иоакима Декарта, занимавшего пост советника в местном парламенте. Практически сразу после рождения Рене погибла его мать, и уход за ребенком был поручен кормилице. Не смотря на то, что ребенок появился не сильный, кормилица выходила его, сохранила ему жизнь и исправила здоровье. До конца своей жизни Декарт выплачивал кормилице пожизненную пенсию.
Декарт рос одаренным ребенком и еще в детском возрасте среди родственников и привычных снискал славу «мелкого философа». Среднее образование он взял в иезуитской коллегии Ла-Флеш, предназначенной для детей французского дворянства. В данной коллегии Декарт пробыл до 1612 года, т. е. практически девять лет, и прекрасно изучил греческий и латинский языки, и математику и философию.

По окончании коллегии пару лет изучал юридические науки, пока в 1617 году не поступил в армию. Военная карьера разрешила Декарту побывать в различных государствах — Германии, Италии, Голландии — и установить там индивидуальные контакты с учеными. Но и в форме офицера Декарт оставался математиком. Об этом мы можем делать выводы по следующему случаю.

Случай с Бекманом

Так, в 1617 году, будучи двадцатилетним офицером, разгуливая по одной из улиц голландского города Бреды, Декарт заметил группу людей, столпившихся около стенки, на которой красовалась какая-то афиша. Одни что-то записывали себе в блокнот. Иные пребывали в задумчивости, по всей видимости, создавали в уме сложные вычисления. Кое-какие спорили между собой и пробовали что-то доказать друг другу.
Декарт не без интереса задал вопрос случайного соседа:

— Что это все значит?
— О! — ответил тот, — не желаете ли попытать счастья и решить предложенную задачу?
— О какой задаче вы рассказываете?
— Да, само собой разумеется, о той, которая написана на афише. Возможно, вы чужестранец и не понимаете отечественных нравов. В Голландии в далеком прошлом заведено давать математические задачи для решения в афише — это один из способов публикаций и научных сореынований. Данную задачу, которую вы имеете возможность прочесть, предлагает публике какой-то малоизвестный математик.

Подойдя ближе к афише, Декарт заметил текст задачи, написанный по-фламандски.

— Как жаль, что я не знаю фламандского!
— Так я вам переведу на французский. — И незнакомец перевел предлагаемую задачу на французский.
— Сейчас же вечером эту задачу я обязательно решу, — заявил Декарт.
— Это будет очень любопытно. Но не забывайте, что «орешек» не из легких. В случае если же вы вправду отыщете решение, то будьте любезны сказать мне его по такому-то адресу на имя Бекмана.

Выясняется юный Декарт говорил с голландским ученым Бекманом. И каково было удивление этого ученого, в то время, когда на другие сутки утром он получил от Декарта полное решение задачи.

Признание сообщества

А как-то раз (это было зимний период 1628 года) Декарт умудрился удивить самого кардинала, высказав в сообществе «людей и учёных», с заявлением встреченным рукоплесканиями со стороны членов этого общества.

— Это рассуждение, — сообщил Декарт, — говорит о том, как легко люди удовлетворяются правдоподобным вместо подлинного. Наряду с этим нет ничего легче, как выдать фальшивое за подлинное и, напротив, истину представить заблуждением.
— Ну, так это также нужно доказать! — послышались со всех сторон реплики.
— Прекрасно, я докажу.

Для доказательства верности своих слов Декарт попросил присутствующих изложить ему какую-нибудь бесспорную истину и методом двенадцати аргументов, из которых один был возможнее другого, логически доказал, что эта истина фальшива. Потом он внес предложение высказать заведомо очевидную неправду и без того же посредством веских, очень возможных доказательств вынудил всех признать, что высказанная неправда — это не неправда, а самая настоящая правда (истина).
— А как же тогда отличить фальшивое от подлинного и избежать вероятных неточностей? — задали вопрос присутствующие.
— Дабы не совершить ошибку и не считать похожее на правду, но фальшивое, за истину, а истину не спутать с фальшивым, нужен новый особенный способ, извлеченный мной из математических наук.

Трактат Декарта

Позднее этому способу Декарт посвятил целый трактат «Рассуждение о способе, дабы прекрасно исправлять свой разум и отыскивать истину в науках».
Способ Декарта основан на жёстком соблюдении без единого отступления следующих четырех правил:

1. Считать подлинным лишь то, что с очевидностью познается таковым. Иначе говоря научное изучение направляться проводить без предубеждения и спешки в выводах, причем ясность и отчётливость должны быть на первом замысле.
2. Каждую из разглядываемых трудностей делить на столько частей, сколько требуется для лучшего разрешения.

Это правило требует аналитического рассмотрения научных вопросов. К примеру, дабы решить какую-нибудь непростую математическую задачу, нужно разбить ее на последовательность более несложных задач, решение которых уже не вызывает особенных затруднений.

3. Изучение нужно затевать неизменно с самые простых и легко познаваемых предметов и неспешно восходить, как по ступеням, до познания наиболее явлений и сложных предметов, допуская существование порядка кроме того среди тех, каковые не следуют приятель за втором.
4. Делать неизменно такие полные перечни и общие обзоры (фактов, открытий, догадок, систем), дабы быть уверенным, что ничего не пропущено.

Проблемы в Голландии

Ведя достаточно активную жизнь офицера, сопряженную с переменой места и постоянными походами жительства, Декарт грезил об уединении, дабы всей душой предаться философии и научным изысканиям. Для этих целей он избрал Голландию, где он утвержает, что в толпе деятельного голландского народа, более заботящегося о своих делах, чем любопытного к чужим, он имел возможность бы, не лишаясь всех удобств громадного города, жить в таком же уединении, как в самой далекой пустыне.
В Голландии Декарт прожил в общем итоге около двадцати лет, переезжая из одного города в второй, открывая свое место нахождения лишь особенно родным приятелям.
Но и в Голландии, в то время, когда под личным влиянием Декарта в университетах начало распространяться его учение, против ученого выступили сильные соперники, в основном протестантские богословы, обвинявшие его в атеизме и материализме. Так, богослов Боэций — доктор наук, а после этого и ректор Утрехтского университета — именовал Декарта врагом господствующего в стране исповедания и потребовал расправы над ним.

Переезд в Швецию и смерть ученого

От относительной свободы и прежнего спокойствия не осталось и следа. Это вынудило осмотрительного Декарта принять предложение шведской королевы Христины и переехать в Стокгольм, куда он прибыл в первых числах Октября 1649 года. Королева встретила прославленного ученого очень нежно, просила преподавать ей уроки философии и учавствовать в организации ученой академии, имея в виду сделать его президентом данной академии.
К сожалению, осуществиться всему этому не удалось. В ту пору зима стояла холодная, и Декарт, не привыкший к жёсткому климату, очень сильно простудился и слег в постель. Доктора нашли воспаление легких. Через девять дней, 11 февраля в четыре часа утра, Декарта не стало. Похоронен он был на католическом кладбище, а над могилой поставлен монумент с надписью заслуг покойного. Через 17 лет останки Декарта были перевезены во Францию и вторично преданы погребению.

Учения Декарта

Декарт был врагом схоластики и выступал против распространенных в его время алхимии, магии и астрологии. Астрологию, к примеру, он сравнивал с человеком, который желал бы от основания строения одним прыжком быстро встать на крышу, не пользуясь для восхождения лестницей.
Каждое явление, по Декарту, имеет обстоятельство и в случае если какое-нибудь и думается прекрасным, то это лишь думается, пока человек не определит обстоятельство этого явления.
Говоря о материи, Декарт учил, что ни тяжесть, ни твердость, ни цвет и т. д. не составляют природы тела, а единственно протяжение. Пространство имеется место, занимаемое телом, причем оно неотделимо от материи и не может быть безлюдным. Свойство протяжения — быть делимым на части.
Материальный мир Декарт мыслил, как мозаику движущихся фигур, заполняющих пространство без промежутков, причем количество вещества любой из данных фигур определяется только ее геометрическим объемом. Фигуры отличаются друг от друга формой, скоростью, силой инерции. Пространство запрещено ни уменьшать, ни увеличивать. Оно неизменно и материально. По Декарту, все явления материального мира разъясняются только калейдоскопом фигур, их возможностью и движением деления протяженности на любое количество частей. Для Декарта вся материя однородна, частицы данной материи различаются движением и взаимным расположением. Под перемещением Декарт осознавал чисто механическое перемещение его частиц и тела в пространстве.

Космология

Декарт большое количество думал над вопросами научной космогонии. Ему в собственности храбрая для своего времени догадка о прошлом планеты и всей нашей системы. В вопросах строения и развития Вселенной Декарт развивал материалистические взоры. Он полагал, что Вселенная развивалась из начального хаоса. После этого в течение долгого времени перемещение материальных частиц упорядочилось и приобрело темперамент центробежных вихревых перемещений, из-за которых появились космические тела — звезды и Солнце, кометы и планеты. Этим, фактически, он и растолковывал, из-за чего видимые планеты, вращаясь около своих осей, обращаются около Солнца, как своего центрального тела.
Нужно подчернуть, что концепция Декарта тут не была последовательной. Он, к примеру, ошибочно думал, что признаваемая им движение и материя не являются вечными и созданы всевышним. Протестантские богословы ненавидели прогрессивную сторону учения Декарта и считали его еретиком.
В физических воззрениях на природу ученый развивал материалистическую точку зрения. Как указывалось выше, Декарт полагал, что мир материален, владеет механическим движением и протяжённостью.

Декартовы координаты

Особенно много сделал Декарт в области математики. Его трактат «Геометрия» тяжело переоценить. В данной работе в первый раз в науке рассматриваются функции и переменные величины. По этому поводу Ф. Энгельс писал: «Поворотным пунктом в математике была декартова переменная величина. Именно поэтому в математику вошли диалектика и движение и именно поэтому же стало срочно нужным дифференциальное и интегральное исчисление, которое в тот же час и появляется и которое в общем и целом завершено, а не изобретено, Лейбницем и Ньютоном».
Декарт, независимо от своего соотечественника Пьера Ферма, есть первооткрывателем аналитической геометрии, в базе которой лежит изобретенный им способ координат (декартовы координаты), разрешающий переводить геометрические образы на язык алгебры, т. е. уравнений.
Декарт методом введения символики улучшил теорию уравнений. Он, к примеру, первый начал обозначать малоизвестные через х, у, и z. Декарт создал так называемый «способ неизвестных коэффициентов», который и по сей день находит широкое использование. Ему же в собственности «правило знаков» (правило Декарта), руководствуясь которым возможно подсчитать число хороших и отрицательных корней любого алгебраического уравнения.
Математические способы Декарта оказали плодотворное влияние на развитие механики и математики последующих столетий, в особенности в первые 150 лет по окончании смерти великого ученого.

[content-egg module=Youtube]

Об авторе

2 комментария